marsky ([info]marsky) wrote,
@ 2007-04-03 13:31:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Студенческие протесты на Соцфаке МГУ

В первоапрельский День дурака студенты Социологического факультета провели акцию протеста против невыносимых условий обучения. Около 25 человек раздавали листовки и черные воздушные шарики абитуриентам и их родителям, пришедшим на ежегодный день открытых дверей факультета.

Главные требования студентов - улучшить качество образования, прекратить реакционную пропаганду, обеспечить минимум бытовых удобств на факультете.

Организатором акции выступило неформальное студенческое объединение OD Group, созданное студентами социологического факультета около месяца назад. Активисты OD Group, начали свою кампанию с создания сайта, раздачи листовок и информирования научного сообщества о положении на факультете.

Информация о проблемах на Соцфаке быстро распространилась и приобрела огласку гораздо более широкую, чем обычная внутрифакультетская разборка. Ситуация попала в поле общественного внимания после того, как студентов поддержали известные социологи (Владимир Ядов, Андрей Здравомыслов, Татьяна Заславская). К деятельности OD Group подключились студенты нескольких факультетов МГУ и некоторых других университетов.

Причиной такого внимания к происходящему на факультете послужило то, что затронутая проблема стала центром сосредоточения и переплетения целого ряда противоречий, затрагивающих не только непосредственно вовлеченных в них студентов, но и гораздо более широкие интересы.

Одно из измерений противостояния - академическое. Ситуация в российском социологическом, шире - научном, сообществе определяется усилением консервативных, национал-патриотических тенденций. Антисемитская и клерикальная пропаганда, осуществляемая под руководством декана Социологического факультета Владимира Добренькова вызывает закономерное неприятие студентов. Более того, администрация факультета исключает из образовательной программы всех неугодных ей авторов. В итоге под запретом оказалась практически вся современная западная социология.

Другое измерение конфликта - социальное. Социологический факультет, фактически, рассматривается администрацией как источник доходов от продажи престижных дипломов МГУ детям обеспеченных родителей. Обычные студенты в такой ситуации не могут ни нормально учиться, ни даже пообедать (до недавнего времени единственным местом, где можно поесть было кафе, обед в котором стоил около 500 рублей).

Еще одна плоскость противостояния - политическая. Здесь мы становимся свидетелями очень важного процесса: социальное и академическое противостояние приобретает ярко выраженные идейные черты. Студенты, не могущие себе позволить обед за 500 рублей и престижную иномарку, читают левых теоретиков Бурдье и Фуко, а дети (и будущие представители) господствующего класса поддерживают консервативную националистическую пропаганду. Требования академических свобод происходит одновременно с требованием искоренения коррупции (то есть системы преференций для богатых). Студенты-"мажоры", напротив, поддерживают авторитарные порядки, созданные непосредственно для защиты их привилегированного положения.

Имеющийся конфликт нельзя сводить лишь к какому-либо одному из его измерений. Правомернее говорить о целом комплексе противоречий. С одной стороны они достаточно ярко отражают ситуацию, сложившуюся в российском интеллектуальном и околоинтеллектуальном сообществе. С другой - отчетливо дает себя знать проявление еще сравнительно новой для России (и конечно совсем не новой для западного мира) социально-политической парадигмы: появление нормальных (в европейском понимании) правых и нормальных левых тенденций в обществе.

Тем более нельзя сводить происходящее (как это делают некоторые комментаторы, склонные к конспирологическому толкованию событий) к "внешним" влияниям. Разумеется, у обеих сторон конфликта есть сочувствующие среди политических, научных и общественных институций. Однако главным действующим субъектом являются сами студенты, принимающие непосредственное участие в действиях OD Group.

Ключевым является вопрос - кем и как принимаются решения: существующими институтами, группами поддержки и "сочувствующими" - или непосредственными участниками коллективных действий. Ответ на этот вопрос однозначен - студенческие выступления есть результат самоорганизации и проявления гражданской и социальной инициативы снизу. Инициативы, не подчиненной никаким "внешним" силам и агентам.

Более того, сейчас наблюдается процесс постепенного распространения влияния инициативы студентов Соцфака за пределы факультета. Фактически, в организации последней акции принимали активное участие студенты целого ряда других факультетов и университетов. Выступления студентов Соцфака МГУ становятся полем притяжения для различных сил, формирующим комплекс неформальных связей, активистских инициатив и дискуссий.

Движение студентов в настоящий момент находится на этапе динамичного развития. Рост числа участников, вовлеченных в совместные действия, сопровождается критическим осмыслением ситуации. И чем дальше - тем выше оказываются ставки сторон, вовлеченных в конфликт, тем меньше остается возможностей у деканата замять проблему, ограничить ее рамками факультета. Логика событий развивается в прямо противоположном направлении. Сами студенты исключают возможность останавливаться в своих действиях сейчас, когда ключевые требования, связанные с изменением системы и повышением качества образования на факультете остаются невыполненными.

Решающим фактором станет поддержка большинства активных студентов факультета. Симпатии многих из них уже завоеваны, однако превращение этих симпатий в действительную силу еще впереди.




(34 comments) - (Post a new comment)


[info]ilway
2007-04-03 10:13 am UTC (link)
Привет, Сергей Сергеич! Как жизнь?

(Reply to this) (Thread)


[info]marsky
2007-04-03 11:28 am UTC (link)
да нормал. спасибо)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]oulenspiegel
2007-04-06 10:35 am UTC (link)
Фсем превед :))

(Reply to this) (Parent)


[info]gope_om_yma
2007-04-03 10:45 am UTC (link)
Еще декан факультета обвинил студентов в экстримизме, сегодня с утра по радио слышала.

А я желаю студентам удачи! Может чего-нибудь добьются и послужат другим примером борьбы с беспределом в ВУЗах.

А соцфак МГУ где находится, в каком здании?

(Reply to this) (Thread)


[info]marsky
2007-04-03 11:24 am UTC (link)
3-й гуманитарный корпус. вот тут адрес и схема:
http://www.socio.msu.ru/?s=main&p=contact

а по поводу экстремизма - так, по-моему, в современном официальном политическом языке вообще любая независимая социальная инициатива может быть названа "экстремистской".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gope_om_yma
2007-04-03 12:55 pm UTC (link)
Спасибо. я просто в свое время занималась французским во 2м гуманитарном. и вот хотела бы сказать про бытовые условия. Я полностью понимаю и поддерживаю студентов в этом вопросе. потому что была малость поражена грязью, общарпанностью и т.д. здания первого ВУЗа страны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_xbrushedr910
2007-04-04 03:20 pm UTC (link)
На СоцФаке ремонт :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2007-04-04 03:57 pm UTC (link)
удачи им в этом нелегком деле:)
а чего во время учебы? каникул мало что ли было? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gope_om_yma
2007-04-04 03:57 pm UTC (link)
эт я была

(Reply to this) (Parent)


[info]ex_xbrushedr910
2007-04-04 04:05 pm UTC (link)
в смысле - уже сделан :)
вообще здание соцфака...отдельная история.

(Reply to this) (Parent)


[info]yury_zuev
2007-04-05 07:11 am UTC (link)
Старые корпуса МГУ гораздо лучше новых. А Главное Здание - это вообще песня. Мне всегда так хорошо было за этими полуторометровыми стенами! И так хорошо там думается! ;-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gope_om_yma
2007-04-05 07:54 am UTC (link)
Это как бывают намоленные храмы, так же и МГУ-все пропитано мыслью! те же самые ощущения в Ленинке :)

(Reply to this) (Parent)

Чего добивается OD-групп
(Anonymous)
2007-04-14 11:09 am UTC (link)
А можно поподробнее, чего они добьются?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Чего добивается OD-групп
[info]marsky
2007-04-15 02:23 pm UTC (link)
http://www.od-group.org/node/79

(Reply to this) (Parent)


[info]andreapydol
2008-07-17 03:51 pm UTC (link)
Почему мне это удается, а другим нет. Мне, кто приехал в Казань с полиэтиленовым пакетом в 96 году, удалось добится того, о чем здесь мои ровесники здесь говорят как о несбыточных мечтах.

(Reply to this) (Parent)


[info]bekaisa
2007-04-03 10:53 am UTC (link)
спасибо

(Reply to this)


[info]okde
2007-04-03 11:24 am UTC (link)
Да там не просто клерикальная пропаганда, а агрессивный маркетинг... Добреньков даже Татьянин день грозится сделать исключительно днём спонсирования РПЦ.
А что символизировали чёрные шарики? =)

(Reply to this) (Thread)


[info]marsky
2007-04-04 10:16 am UTC (link)
черные шарики на дне открытых дверей означали, что поступление на соцфак в нынешнем его виде - это совсем не праздник и не повод для оптимизма.

(Reply to this) (Parent)

с востока - свет, с запада - вождь
[info]plestscheev
2007-04-03 09:24 pm UTC (link)
ИМХО, одна из ошибок OD GROUP состоит в том, что у них нет porte-parole. СМИ -- это прежде всего формат, форма, активно влияющая на содержание. Формат предполагает интервью и участие в дискуссии. Однако группа из 25 человек не может дать интервью, выступить на пресс-конференции и т.п. Персонализация OD GROUP в port-parole -- хрупком интеллектуальном юноше с красивым голосом :-) -- значительно повысила бы котировку акций "повстанцев".

(Reply to this) (Thread)

Re: с востока - свет, с запада - вождь
[info]vse_dermo
2007-04-04 08:09 pm UTC (link)
Угу, жди, щас сбегуться СМИ, будут освещать. Тут спустя 2 недели после аварии на шахте о ней никто в СМИ не вспоминает. Задавили тему.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: с востока - свет, с запада - вождь
[info]plestscheev
2007-04-04 08:37 pm UTC (link)
Да. этот так. Но вот завтра состоятся целых 2 пресс-конференции по Соцфаку. Это дело социально не опасное, не тебует капвложений, конечно, на 1 канал не потянет, но потенциал, думаю, есть -- для РенТВ, например

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: с востока - свет, с запада - вождь
[info]vse_dermo
2007-04-05 05:45 pm UTC (link)
В рубрике - "странное" вместе с индусткими заклинателями змей.

(Reply to this) (Parent)

(Reply from suspended user)

[info]varkus
2007-04-04 06:15 am UTC (link)
сайт ОД-груп засуспендили

(Reply to this) (Thread)


(Anonymous)
2007-04-04 11:53 am UTC (link)
Работает уже опять

(Reply to this) (Parent)


[info]thalassi
2007-04-04 07:08 am UTC (link)
Скажите, мил человек, в чём проявляется клерикальная пропаганда соцфака? Поконкретнее, если можно.

(Reply to this) (Thread)


[info]marsky
2007-04-04 10:12 am UTC (link)
Самый очевидный пример - официальная газета соцфака "СоциУм", изобилующая православной пропагандой. Как только заработает сайт OD Group, я дам ссылку на сканы газеты.

(Reply to this) (Parent)


[info]marsky
2007-04-04 12:35 pm UTC (link)
как и обещал:
http://od-group.org/image/tid/14

Обратите внимание на статьи "Православное воинство" и "Богородицерождественская церковь в Говорово"

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]thalassi
2007-04-04 01:28 pm UTC (link)
Спасибо, прочитала. Неприятный осадок остался. Но чувство иное. Не клерикальная политика общества\соцфака\России в целом, а политическая пропаганда в церкви. Что даже более удручает... В конце концов, высказывается мнение, не навязывание своих ополитизированных "религиозных" идей (грустно).
А вообще спасибо за этот пост. Заставил о многом задуматься, взгрустнуть. Но именно заявление о клерилизме резко выделилось среди остальных выдвигаемых соцфаку обвинений. Потому как с остальным - согласна (и искренне жаль), а вот с религ.пропагандой - эххх...насколько спорно! Сегодня с утра посвятила больше часа живого времени на "разложить по полочкам" себе.. - Если интересно

.

(Reply to this) (Parent)


[info]olegivanov62
2007-04-04 11:00 am UTC (link)
Разместил текст целиком у себя со ссылками. Надеюсь, не возражаете?

(Reply to this)

(Reply from suspended user)
RE: им что трудно с собой еды взять?
(Anonymous)
2007-04-04 10:56 pm UTC (link)
Там такая теснота, что кулёк с бутербродом негде развернуть.
И обстановка "элитарности", и девушки (парни) смотрят.
Ну представьте, пришли Вы, скажем, в театр, а в антракте, эдак ненявязчиво, извлекаете из кармана бутербродик и скромно так жуете с отстранённым взглядом, и это изо дня в день ...

(Reply to this) (Parent)


[info]wortspiele
2007-04-05 05:20 am UTC (link)
Извините, но разве можно превращать пункт питания на соцфаке в ресторан? Походите по столовым МГУ, вы нигде не увидите таких высоких цен.

(Reply to this) (Thread)


(Anonymous)
2007-09-12 12:29 pm UTC (link)
да уж... цены в "столовой" соцфака неприемлимы для большинства студентов точно! для кого ее строили и чем при этом думали - непонятно..

(Reply to this) (Parent)


(34 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…